СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Современное российское общество нуждается в укреплении семьи. Церкви обеспокоены все увеличивающимся количеством разводов и детей, воспитывающихся в неполных семьях. Это связано с общим падением моральных норм и значения института брака. Для христиан брак – не просто добровольный союз мужчины и женщины, но институт, установленный Самим Богом, основа для создания семьи, без которой невозможно ни нормальное течение жизни социума в целом, ни правильное формирование подрастающего поколения. Являясь самой малой ячейкой общества, семья напрямую влияет на благополучие всего общества.

семейные ценности

Поскольку Бог установил брак как моногамный союз мужчины и женщины, а также исходя из того, что Библия осуждает гомосексуальное поведение как противоестественное и унижающее лучшее творение Бога, мы не считаем приемлемой регистрацию «браков» гомосексуальных пар. Не приемлем мы и «усыновление» детей подобными «семьями», равно как  инцест и скотоложство, запрещенные в Ветхом и Новом Заветах (Левит 18:6, 22-24; 20:13, 17, 19; Второзаконие 27:20-23; Послание к Римлянам 1:26-27; 1 Послание к Коринфянам 6:9).

Семья с точки зрения христиан больше, чем группа людей, соединенных кровными узами через брак или усыновление, как принято считать в светском обществе. Семья – это маленькая церковь в глазах Бога, в которой Бог – Творец, отец – священник, мать – помощница, а дети – паства. Поэтому в христианском браке изначально присутствуют три личности – Господь и супруги.

8.1.Цели брака

Творец учредил институт брака для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви; продолжить человеческий род; создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним.

Обретение счастья в союзе любви. Сотворив Адама, Господь создал его социальным существом с врожденной потребностью в общении, понимании и любви. Именно поэтому Бог произнес слова: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). В супружеских отношениях человек обретает такие благословения, поддержку, заботу, общение, радость любви и дружбы, которые не сможет найти ни в каком другом союзе. Супруги, следуя заповеди Священного Писания: «… оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24-25), должны стремиться к единству, обогащая и дополняя друг друга духовно, эмоционально, интеллектуально. Семейное счастье невозможно без супружеской верности. А верность предполагает не просто сознательное решение сохранять себя от измены, но также заботиться о благополучии и счастье супруга всю его жизнь как в добрые, так и в трудные времена.

Удовлетворение сексуальной потребности. Сотворив человека с определенной сексуальной принадлежностью – мужской или женской, Господь Сам предусмотрел и единственно законный путь для удовлетворения сексуальной потребности – в браке (Послание к Римлянам 7:2). Нагота супругов принадлежит только им двоим (Бытие 2:24-25; Левит 18:7-18; 20:11; 19-21). Верность друг другу в браке – принцип, следуя которому супруги сохранят себя от измены и всевозможных незаконных связей. «Не прелюбодействуй», – гласит седьмая заповедь закона Божьего (Исход 20:14, Притчи 6:24-32; Евангелие от Матфея 5:27-28; Послание к Галатам 5:19-23).  Греховная природа человека тяготеет к удовлетворению законной потребности незаконными способами. Добрачные и внебрачные связи чреваты разрушительными последствиями и для тех, кто непосредственно вовлечен в эти отношения, и для всего общества. Божьи заповеди, ограничивающие сексуальное поведение человека рамками брачного союза, не только охраняют семью и права более слабых его членов – женщин и детей, но и несут в себе благословения для каждого из супругов, защищая их нравственное, эмоциональное и физическое здоровье. Сокровенная близость брачных отношений, нежность, признание и выражение любви в словах и прикосновениях, радость дружбы и верность в трудностях – это то, что должны постоянно дарить супруги друг другу.  

Необходимо также отметить, что некоторые люди в силу вынужденных обстоятельств или сознательного решения остаются одинокими. Священное Писание призывает и одиноких людей хранить себя от блуда, помня, что тела наши – храм живущего в нас Святого Духа (1 Послание к Коринфянам 6:15-19). Господь может помочь человеку и в таких обстоятельствах обрести смысл в жизни и счастье, реализуя свои таланты и направляя их на служение тем, кто дорог им, кто нуждается в этом.

Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью. Бездетный брак, лишенный этого благословения, тем не менее, в библейском понимании, остается полноценной семьей, способной воплотить остальные цели брачного союза и обрести счастье.

Воспитание детей. В семье, своей первой школе, дети должны научиться правильному поведению и отношению к окружающим и Богу. Дети земных родителей являются также и детьми Небесного Отца, а потому призваны отражать в себе образ Божий. Церковь считает своим долгом помогать родителям осознать ответственность, которую они несут перед Богом за духовное и нравственное воспитание детей (Второзаконие 6:6-7).

Дети – наследники материального и духовного достояния своего народа, поэтому их следует приобщать
к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. В то же время родителям необходимо оберегать детей от таких явлений культуры, которые могут повредить созиданию целостной личности, физическому
и нравственному здоровью ребенка или противоречат христианским принципам.

христианские семейные ценности

Библия призывает детей относиться к родителям с особым уважением: «Почитай отца твоего и мать твою», – призывает пятая заповедь закона Божьего (Исход 20:12; Евангелие от Матфея 15:3-6; Послание к Ефесянам 6:1-3, Послание к Колоссянам 3:20; 1 Послание к Тимофею 5:4). Чтобы поднять на должную высоту статус материнства и роль отца, Церкви учат и призывают детей относиться к родителям с уважением и почтением, заботиться о них в старости. Забота Христа о Своей Матери при распятии (Евангелие от Иоанна 19:26-27) является примером на все времена.

Истории жизни библейских героев предостерегают от проблем, которые могут возникнуть в отношениях между членами семьи, таких как фаворитизм, соперничество, вражда. Еще больше в Библии положительных примеров духовного единения близких людей и самоотверженных братских отношений. Братья и сестры в семье должны научиться заботиться друг о друге, неэгоистично любить и поддерживать друг друга.

Дети помогают родителям понять любовь Бога к человечеству, поэтому родители, желающие своим детям добра, будут стремиться отражать Божий характер. Дети вправе ожидать от своих родителей заботы, поддержки, дружбы, правильного примера и неэгоистичной любви. Семья – это мастерская характера. Самое лучшее воспитание – через пример гармоничных отношений в семье.         

Из-за большого числа разводов много детей растет в неполных семьях. На нужды таких детей – материальные, психологические и духовные – должно быть обращено внимание общества, государства и Церкви.

Учитывая всю сложность воспитания подрастающего поколения, мы считаем, что Церковь призвана помочь обществу привить детям и молодежи, прежде всего, морально-нравственные ценности. К сожалению, сегодня немало безответственных родителей, которые бросают своих детей. Немалую озабоченность Церкви вызывают и живущие на улице беспризорники. Церкви не могут оставаться равнодушными к их судьбам и по мере сил стараются помочь обездоленным детям.

Создание домашнего очага и распределение ролей в браке. Брак предназначен быть гармоничным союзом двух равных по достоинству личностей, члены семьи имеют в нем определенные обязанности, которые распределяются с общего согласия. Различные роли мужа и жены, отца и матери ни в коем случае не являются дискриминацией одного перед другим, так как и мужчина, и женщина были сотворены по образу и подобию Божьему (Бытие 1:27).

Церкви, в соответствии с библейской позицией, видят роль мужа и отца не только в обязанности быть кормильцем семьи. Ответственность за воспитание детей возложена на обоих родителей, но отцу отводится особая роль – духовного наставника и священника. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам 6:4). Священное Писание отводит мужу роль главы жены (Послание к Ефесянам 5: 23), а женщине – роль помощницы мужа и хранительницы семейного очага. Хотя в современных семьях супруги часто избирают гибкую модель, когда роль кормильца исполняют оба, домашние обязанности все же чаще возлагаются на женщину, перегружая ее физически и эмоционально. Еще чаще женщины занимаются и материальным обеспечением семьи, и воспитанием детей, что провоцирует пассивность мужчин. В результате дети страдают от безотцовщины не только в неполных семьях, но и в семьях с инфантильным, безынициативным главой семейства. Мальчики, не имея положительного примера отца, зачастую оказываются неспособными создавать крепкие семьи и успешно воспитывать своих детей. Девочки не могут сформировать позитивное отношение к мужчинам и правильную модель поведения в своей семье. Решение этой проблемы мы видим в правильном распределении ролей и доброжелательном партнерстве супругов, что поможет каждому из них реализовать себя творчески и вносить посильный вклад в созидание домашнего очага.

Семья должна быть местом, где каждый домочадец может чувствовать себя принятым, любимым
и защищенным, уверенным, что есть в этом мире люди, которые его понимают и никогда не предадут.
К сожалению, на практике мы видим немало семей, в которых родные люди не способны жить в мире и любви между собой, там правит эгоизм и нередки случаи насилия. Церкви заявляют, что насилие в любых формах неприемлемо, поскольку причиняет страдание, унижает достоинство личности, разрушает семейные узы. Церкви развивают программы, предупреждающие насилие в семье, и помогают людям, пережившим насилие.

Господь создал мужчину и женщину обладающими равным достоинством и равноправными членами общества (Послание к Галатам 3:28), поэтому Церкви выступают против любых форм унижения и дискриминации по половому принципу. Мы считаем, что важнейшей задачей является восстановление уважительного отношения к мужчине как мужу и отцу и к женщине как жене и матери. Церкви могут многое сделать, помогая своим соотечественникам сформировать правильный взгляд на брачные отношения, научить дарить бескорыстную любовь друг другу, правильно распределять приоритеты и быть счастливыми на первичном уровне человеческого общежития – в собственной семье.

8.2. Заключение брачного союза

Каждая культура имеет свои традиции заключения брачного союза, но какими бы они ни были, в каждом народе существует четкое представление о том, какие отношения мужчины и женщины следует считать законным супружеским союзом. В современном обществе все большее распространение получают так называемые гражданские браки, при которых супруги не регистрируют свой брак и не берут на себя соответствующие обязательства. Идея «гражданских» браков противоречит библейской позиции. Церкви выступают за законные браки, зарегистрированные в органах ЗАГС, с принятием каждым из супругов на себя полной ответственности за свои отношения, семью и будущих детей. Верующие сограждане, вступающие
в законный брачный союз, должны получить также и Божье благословение в церкви.  

Социальная позиция протестантских церквей России